Главная » 2012 » Декабрь » 12 » Орловська рисиста порода
23:24
Орловська рисиста порода

 Орловская рысистая — знаменитая русская порода легкоупряжных лошадей с наследственно закреплённой способностью к резвой рыси. Выведена в России, в Хреновском конном заводе, под руководством его владельца графа А. Г. Орлова во второй половине 18 — начале 19 веков методом сложного воспроизводительного скрещивания с использованием арабской, датской, голландской, мекленбургской и других пород. Известна своим использованием в русских тройках. Орловские рысаки используются также под седлом как прогулочные и спортивные лошади. Благодаря способности красиво изгибать шеи и держать голову орловцы хорошо смотрятся в упряжках и широко используются в драйвинге. Орловские рысаки принадлежат к числу крупных лошадей. Высота в холке 157—170 см; рост жеребцов в среднем равен 162 см, кобыл — 161 см. Средняя косая длина туловища жеребцов 161 см, обхват груди 180 см, обхват пясти 20,3 см; средняя масса 500—550 кг. Наиболее распространённые масти: серая, светло-серая, красно-серая, серая в яблоках и тёмно-серая. Часто встречаются также гнедая, вороная, реже — рыжая и чалая масти. Большой редкостью являются буланые и соловые орловские рысаки, однако встречаются и они. 

  Орловский рысак получил своё название по фамилии своего создателя — графа Алексея Орлова-Чесменского (1737—1808). В 1775 году он вышел в отставку и посвятил себя племенной работе. Коннозаводством граф начал заниматься в 60-х годах XVIII века в своём подмосковном имении Остров. Но в полной мере недюжинный талант Орлова как зоотехника раскрылся позднее, когда Екатерина II после дворцового переворота 1762 года пожаловала ему в Воронежской губернии земли вместе с крепостными. Тогда он и приступил к реализации своей давней задумки соединить в одной лошади красоту, сухость и грацию арабских скакунов с массивностью, мощью и рысистыми способностями западноевропейских упряжных пород: датской, голландской, норфолькской, мекленбургской и т. д. Новую породу лошадей удалось получить путём сложновоспроизводительного скрещивания.

  История создания орловского рысака началась в 1776 году, когда граф Орлов ввёз в Россию ценнейшего и очень красивого внешне арабского жеребца Сметанку. Он был приобретён за огромную сумму — 60 тысяч серебром у турецкого султана. По информации Уханова и Столповского — 50 тысяч серебром; для сравнения — конюх в те времена получал 3 рубля в год; годовой бюджет государственного коннозаводства в 1774 году составлял около 25 тысяч рублей, а продажа лошадей из семи государственных конных заводов России пополнила казну в тот год всего на 5609 рублей. В сопровождении конвоя, с охранной грамотой турецкого правительства Сметанку доставили в Россию через Турцию, Венгрию и Польшу. Неблизкий путь был очень долог — около двух лет (жеребца везли сушей). В Остров жеребец прибыл в 1776 году.

  Сметанка был необычно крупным для своей породы и очень нарядным жеребцом с несколько удлинённой спиной (у него оказалось девятнадцать пар рёбер вместо обычных для лошади восемнадцати). Свою кличку получил за светло-серую масть, практически белую, как сметана. Превосходно двигался на всех аллюрах, в том числе и на рыси. Однако в России прожил недолго, меньше года. В 1777 году Сметанка пал, оставив четырёх сыновей и одну дочь, все 1778 года рождения (один из жеребцов, Полкан, оказался самым ценным для создания рысистой породы). Существует несколько версий причин гибели знаменитого арабского жеребца. По одной из них, Сметанка пал жертвой грубости конюха, который слишком резко дёрнул его за повод у водопоя, от чего Сметанка поскользнулся и ударился головой о каменный сруб колодца. По другой версии, Сметанка не смог перенести тяжёлую дорогу и сырой российский климат. Третья предполагает, что жеребцу не подошли корма.

 По задумке графа Орлова, новая порода лошадей должна была обладать следующими качествами: быть крупной, нарядной, гармонично сложенной, удобной под седло, в упряжку и в плуг, одинаково хорошей на параде и в бою. Они должны были быть выносливы в суровом российском климате и выдерживать долгие российские расстояния и плохие дороги. Но главным требованием к этим лошадям была резвая, чёткая рысь, поскольку бегущая рысью лошадь долго не устаёт и мало трясёт экипаж. В те времена резвых на рыси лошадей было крайне мало и ценились они очень дорого. Отдельных пород, которые бегали бы устойчивой, лёгкой рысью, не существовало вовсе.

  Ещё до появления Сметанки граф Орлов применял для получения новой породы скрещивание арабских жеребцов с крупными и массивными упряжными кобылами из Дании, Голландии и Англии. Однако все эти помеси были неудачны. Лишь дети Сметанки, рождённые после его смерти, а именно его лучший сын, жеребец серой масти Полкан от датской кобылы буланой масти без клички, оказался подходящего экстерьера. Полкан был крупный, величавый на ходу, но несколько грубоватых форм жеребец, к тому же не обладавший устойчивым рысистым ходом. От него в 1784 году был получен жеребец серой масти Барс. Барс I был признан родоначальником орловской рысистой породы.

  Поголовье орловских рысаков Дубровского завода первоначально было сформировано еще в 1888 году после покупки маток и жеребцов-производителей в различных частных конных заводах.  На сегодняшний день по количеству резвых рысаков Дубровка занимает первое место среди других конных заводов нашей страны, разводящих рысистых лошадей. Первое место - это аттестация самоотверженной работы всего коллектива завода. Пожалуй, невозможно измерить, сколько труда вложено тренперсоналом завода в то, чтобы подчинить человеку каждого  порой строптивого, отбойного жеребенка, сколько терпения, ласки, настойчивости было проявлено, чтобы приучить его к упряжи, оглоблям качалки, научить идти правильным ходом, слушаться вожжей, а затем открыть генетически заложенные в нем от выдающихся предков резвостные задатки, развить их, подготовить молодую лошадь к испытаниям на ипподроме. Труд вознаграждается сторицей: блестяще выступают питомцы Дубровки на всех ипподромах. 
  Как и в других старейших конных заводах, профессия коневода в Дубровке передается из поколения в поколение. На кончасти работают постоянные кадры, подлинные мастера рысистого тренинга. Чувство гордости за свою профессию, любовь к лошади, беспредельная преданность делу - характерные черты коневодов Дубровки.

  Дубровскому конному заводу удалось вырастить огромное количество первоклассных орловцев, но среди всех хотелось бы выделить гордость  завода - феноменального во всех отношениях жеребца по кличке Пион (Отклик — Приданница 1966). Этот серый в яблоках жеребец  трижды признавался чемпионом породы на ВСХВ. На дорожке ипподрома Пион также заслужил славу феноменального рекордиста. Так, дистанцию 1600 метров он прошёл с резвостью 2 минуты 0,1 секунды, побив рекорд Улова сразу на 2,1 секунды. Ещё более невероятное время Пион показал на дистанции 3200 м — 4 минуты 13,5 секунды. Хотя рекорд Пиона на 1600 м давно улучшен другими орловскими рысаками, рекорд на 3200 м сохраняется до сих пор. Даже среди русских и американских рысаков, рождённых в России, нашлось только два представителя, сумевших превзойти время Пиона на эту дистанцию. 

  Свой удивительно красивый и резвый бег Пион демонстрировал и на зарубежных ипподромах Берлина и Хельсинки. Однако самую большую славу Пион завоевал не на ипподромной дорожке, а в заводе, будучи производителем. Ни один орловский рысак не дал столько резвых детей и внуков, сколько было получено от Пиона. Практически все рекорды для орловской породы перешли к потомкам Пиона.

 

Категория: Слайды на гланую страницу | Просмотров: 4345 | Добавил: LostControl | Рейтинг: 4.8/52
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]