Главная » 2012 » Октябрь » 24 » Русское рысистое отделение
19:41
Русское рысистое отделение
Русское рысистое отделение

  До войны 1941-1945 гг. в русском рысистом отделении завода (орлово-американском), как и в орловском, продуцировало много жеребцов-производителей, из которых далеко не все оказали влияние на совершенствование породы. Некоторые из них были для завода случайными и заметного следа не оставили. 

   Так, из дочерей жеребца Сокола 2.16 (Перевал - Либурния), бывшего производителем в 1927 г., в маточный состав вошли лишь две кобылы - рекордистка Спалена Кафа 2.09,1 (от Кокетки) и Спилкова Лагода 2.16,3 (от Любезной). От жеребца Ручейка 2.09 (Вилли - Русалка) в ставке 1941 г. получен Курьер 2.08,2 (от Кутерьмы, дочери Гильдейца), ставший заводским производителем. 

   Жеребец Гаолян-Лу 2.16,6 (Кинней-Лу - Гордыня) дал в Дубровке трех лошадей класса 2.15 и резвее (все трое от дочерей Гей Бингена). 

   Очень удачным было использование в Дубровке серого жеребца Газавата 2.12,7; 4.33,6, рождения 1914 г., от Боб Дугласа и Графини Роджерс (Барон Роджерс - Гроза) завода Н. В. Телегина. Газават был (производителем в Дубровке с 1929 г. От него здесь была получена группа резвых лошадей, из которых в список рысаков класса 2.15 и резвее вошло 13 голов. 

   Четыре сына Газавата от дочерей Гей Бингена продуцировали в конных заводах. Это жеребцы: Гандикап 2.07,1; 3.20; 4.30,1 (от Красотки), Гомин 2.08,2 (от Гугенотки), Гудок 2.10,7 (от Дали) и Гедзь 2.13,6 (от Любезной). В Дубровском конном заводе Газават оставил ценную группу маток, среди которых всесоюзная рекордистка Лапка 2.11,6 (от Любезной), Грузинка 2.06 (от Гугенотки), Гдыня 2.12 (от Грации), Грошина 2.41 (от Любезной), давшая от Гильдейца заводского производителя Гиласа 2.05,7, Готивка 2.30,5 (от Красотки), давшая от Гильдейца заводского производителя Гула 2.16,6, Гичка 2.17,1 (от Манон), Гакивныця 2.10,1. 

   До войны в Дубровском заводе продуцировали три сына Газавата - Гандикап, Гомин и Гедзь. Потомство Гандикапа - его сын Льготный и дочери Гагра, Пройдоха - использовались в заводе в послевоенный период. 

   Из приведенных данных достаточно ясно следует как то, что дочери Газавата оказались превосходными заводскими матками, так и то, что Газават хорошо сочетался с Гей Бингеном. Лучшие дети Газавата получены от дочерей Гей Бингена.
  Удачный комплекс Газават - Гей Бинген сохранился и при сочетании сына Газавата жеребца Гедзя с дочерьми Гильдейца. Так был получен Гурон 4.20,6. 

   Гурон инбридирован в IV, III-III рядах предков на Гей Бингена. Инбридинг на выдающегося предка создал определенный генетический "фон", что позволило Гурону, в свою очередь, стать отличным производителем. В послевоенные годы он продуцировал в Еланском конном заводе, где дал резвый приплод во главе с рекордистом Гибридом 2.00. 

   Потомство Газавата, как и сам Газават, формально принадлежало к линии Боб Дугласа. Однако Газават и его дети выделялись среди лошадей линии Боб Дугласа тем, что были лишены некоторых свойственных этим лошадям недостатков. Потомство Газавата отличалось более правильным строением конечностей (без саблистости и курбообразности скакательного сустава), резвостью. Вот почему Газават был признан родоначальником новой линии. Эта линия в дальнейшем получила успешное развитие в Еланском конном заводе. 

   Жеребец Гей Бинген, сыгравший столь ответственную роль в формировании племенного фонда Дубровки, был импортирован из США. Этот американский рысистый жеребец (сын Бингена и Гейэти Герл) имел рекорд 2.12,4 (на милю) и продуцировал в различных конных заводах. Как уже было сказано выше, в 1923 г. 15 кобыл и 5 жеребцов, происходящих от Гей Бингена, поступили на формирование нового метисного орлово-американского отделения Дубровки. Дочери Гей Бингена были некрупные и имели средние промеры 154-154-173- 19 см. Однако именно они оказались лучшими матками завода, от них получено много резвых рысаков. 

   Наибольший след в коннозаводстве оставили Красотка, Любезная, Мечта, Кокетка, Гугенотка, Гостеприимная и др. 

   Из пяти сыновей Гей Бингена наибольшее значение имели Гамблер, Горе Прочь и особенно выдающийся Гильдеец. От Гамблера с 1925 по 1929 г. включительно получена 31 голова приплода: 19 жеребцов и 12 кобыл. В список рысаков класса 2.15 и резвее вошло четыре лошади. Из жеребцов заводское назначение получили Голос 2.11,1 (от Воздушной), Глыбокий Днипро 2.08,7 (от Дорины) и Гей Молодец 2.16,2 (от Манон). Резвейший сын Гамблера, - Глыбокий Днипро - использовался в том же Дубровском заводе. Среди его приплода было десять рысаков класса 2,15 и резвее, в том числе три класса 2.10 и резвее, и два жеребца-производителя: Батькивский 2.11,5 (от Батькивской Гордости) и Каламбур 2.07,5 (от Можлывой Кары). 

   Все дочери Гамблера поступили в маточный состав завода. Из них лучшей оказалась родоначальница знаменитого маточного семейства кобыла Зорька 2.19,3 (от Заботливой), давшая серию классного потомства: Гильду 2.05, Гармоничную 2.08, Голосну Зозулю 2.15,4, Закрасу 2.13 и Згидного 2.06,6. Хорошей маткой стала и кобыла Галка 2.20,6 (от Мисс Мамае), давшая Горту 2.03,1. В маточный состав завода была зачислена и дочь Глыбокого Днипро кобыла Калабрия 2.08 (от Кокетки), оказавшаяся также отличной маткой в послевоенный период. 

   Жеребец Горе Прочь за 12 лет (с 1925 по 1936) оставил 64 головы приплода. Среди этих лошадей в список рысаков класса 2.15 и резвее вошло шесть голов, в том числе две - класса 2.10 и резвее: Арык 2.05,2 (от Ангары) и Гам 2.09 (от Самары). Последний также использовался в Дубровке производителем и оставил семь рысаков класса 2.15 и резвее. Несколько дочерей Горе Прочь входили в маточный состав завода; при спаривании с Гильдейцем от них получали ценное потомство. 

   Особое место в племенной работе Дубровского конного завода занимает жеребец Гильдеец, который из всех сыновей Гей Бингена использовался наиболее продолжительно и интенсивно. Селекционеры Дубровки поставили перед собой цель заложить линию Гей Бингена и для достижения этой цели вели планомерную, детально продуманную работу. Основным продолжателем линии Гей Бингена
был избран Гильдеец.

  Из всех детей Гей Бингена только Гильдеец был выдающимся призовым рысаком, имел колоссальный успех как производитель, оставил многочисленное, чрезвычайно ценное потомство и занял исключительное место в русской рысистой породе.

Гильдеец 2.11, рождения 1919 г., родоначальник линии в русской рысистой породе
Рис. 11. Гильдеец 2.11, рождения 1919 г., родоначальник линии в русской рысистой породе
  Беговая карьера Гильдейца сложилась очень удачно: он обладал отличной резвостью и в 1923 г. выиграл Большой Всесоюзный приз. Еще больший успех он имел как производитель. За 16 лет бессменного использования в Дубровском конном заводе (с 1925 по 1941) от него получили большую группу лошадей высокого резвостного класса. Достаточно сказать, что 17 сыновей Гильдейца и 24 его внука (дети сыновей) использовались в коннозаводстве в качестве жеребцов-производителей. Среди детей Гильдейца зарегистрировано 37 рысаков класса 2.15 и резвее (34 родились в Дубровке), в том числе 14 - класса 2.10 и резвее и 4 - класса 2.05 и резвее (Горта 2.03,1, Баядерка 2.04,6, Гильда 2.05 и Городня 2.05). Шесть его сыновей и дочерей стали так же, как и он сам, дер-бистами (см. приложение). Ни один другой жеребец за всю историю отечественного рысистого коннозаводства не лал столько дербистов, как Гильдеец. Это его своебразный рекорд. 

   Анализ заводского использования Гильдейца свидетельствует о его хорошей сочетаемости с лошадьми других линий. Так, при сочетании с линией Вильбурна-М получена дербистка, рекордистка и чемпион ВСХВ 1940 г. Баядерка 2.04,6. При сочетании Гильдейца с линией Барона Роджерса получены Танок 2.10,4 и выдающаяся кобыла Городня 2.05. Положительные результаты дало и скрещивание Гильдейца с орловскими рысистыми кобылами. От Скажены Видьмы и Гильдейца родились Гучномовэц 3.17,5, Вий 4.31,2, Ванилин 2.26. 

   Как уже было отмечено, удачным оказалось сочетание Гильдеец - Газават. От Гедзя (сын Газавата) и Гишпанки (дочь Гильдейца) получен рекордист Гурон 4.20,6, инбридированный на Гей Бингена в IV, III-III рядах предков. Обратный подбор Гильдейца к дочерям Газавата также дал прекрасные результаты. Получены Гилас 2.05,7, Гул 2.16,6, Гаити 2.06,2 и другие отличные лошади.
  Родословная Гаити 2.06,2, так же как и Гил аса 2.05,7, построена на кроссе Гильдеец - Газават при инбридинге на Гей Бингена в степени III-II. Хорошо сочетался Гильдеец с Газаватом и без инбридинга на Гей Бингена. Например, от Гакивныци (дочери Газавата) Гильдеец дал дербиста Гагача 2.06,4. 

   Наибольшим успехом увенчался подбор Гильдейца к внучкам Гей Бингена (дочерям Гамблера и Горе Прочь). От дочери Горе Прочь кобылы Голосивки и Гильдейца получен заводской производитель Грамотей 2.06, инбридированный на Гей Бингена в степени III-II. Аналогичное же сочетание Гильдейца с дочерью Газетчика Грой дало Гонца 2.18, отца Тонного 2.07,5. 

   Интересно, что та же Голосивка от сына Гамблера Глыбо-кого Днипро дала Гремучую 2.07,6, при инбридинге на Гей Бингена в степени III-III. Глыбокий Днипро был спарен с дочерью Гей Бингена Кокеткой и дочерью Кокетки Можлывой Карой. В первом случае получена Калабрия 2.08 при инбридинге на Гей Бингена в степени II-III, во втором - Каламбур 2.07,5 (инбридинг на Гей Бингена в степени III-III). 

   Великолепно зарекомендовало себя сочетание ГильдеецХдочери Гамблера при накоплении комплекса Гей Бинген, Пасс Роз. Так получены родные сестры - дербистка Гильда 2.05, Гармонична 2.08, Закраса 2.13, Голосна Зозуля 2.15,4 и их родной брат дербист Зпидный 2.06,6.
  От Гильдейца и внучки Гамблера кобылы Гаданой родился один из лучших сыновей Гильдейца Гастролер 2.11,4, в родословной которого кличка Гей Бингена встречается в III, IV-II рядах предков, а кличка Пасс Роза - в V-Ill рядах предков. Гастролер стал прекрасным заводским производителем. От него получен резвый приплод. 

   Итак, жеребец Гильдеец в Дубровском конном заводе использовался в различных сочетаниях, однако основное его назначение заключалось в формировании линии Гей Бингена. Успеху этой работы способствовало то, что в заводе находилась большая группа дочерей Гей Бингена и одновременно несколько его сыновей. Это позволило "консолидировать поголовье, не прибегая к чрезмерно близкому родственному спариванию при разведении" (В. О. Липпинг). 

   Гильдеец хорошо сочетался с лошадьми разных линий. Такие замечательные лошади, как Баядерка 2.04,6, Танок 2.10,4, Городня 2.05, Гучномовец 3.17,5, Гам 2.09, Гайворон 2.15, Голос 2.11, Гагач 2.06 и другие как раз и представляют собой продукт кросса линий вне "дубровского" инбридинга на Гей Бингена. Однако в большинстве своем такие лошади и по классу, и по заводскому значению уступали инбридированным. И только инбридинг на Гей Бингена при использовании Гильдейца обеспечивал настоящий успех его потомству как по резвостному классу, так и по племенному значению. "Инбридинг на Гей Бингена в степени II-III, III-III и III-IV приносит потрясающий успех и становится краеугольным камнем родословных групп рысаков, рожденных перед войной в Дубровском заводе и шествовавших от побед к победам, от рекордов к рекордам" (В. О. Витт). 

   Заводское использование жеребца Гильдейца в Дубровском конном заводе оказало огромное влияние на племенной состав завода, способствовало прогрессу породы. Заводская работа по формированию линии Гей Бингена успешно завершилась созданием линии Гильдейца, ибо большинство лошадей восходит к Гей Бингену преимущественно через Гильдейца. 

   "...Применяя инбридинг на Гей Бингена, завод не только создал линию Гильдейца и серию производителей, оставивших глубокий след в нашем коннозаводстве, но и замечательные маточные гнезда. В частности, почти каждая из дочерей Гей Бингена в Дубровском конзаводе оставила замечательных дочерей и внучек, в то время как многочисленные дочери Гей Бингена в других заводах, можно сказать, пропали без следа для нашего коннозаводства" (В. О. Витт). 

   Несмотря на то, что родственное разведение при работе с русским рысаком имело бесспорный успех, он не вскружил голову дубровским селекционерам, и они пользовались методом инбридинга крайне осторожно и продуманно. Умеренным инбридингом на Гей Бингена коллектив Дубровского завода создал однородную в генеалогическом отношении группу лошадей, которая дала начало линии Гильдейца. 

   По данным А. П. Исупова, средние промеры 64 кобыл линии Гильдейца равнялись 157,4-158-178,4-19,5 см при индексе формата 100,4, обхвата груди 113,3 и костистости 12,4. Лошадям линии Гильдейца свойственны скороспелость, выносливость, работоспособность, нетребовательность к условиям содержания. Лошади этой линии обладают хорошим здоровьем, повышенной жизненной силой, правильным экстерьером. Они, как правило, добронравны, отдатливы, относятся к уравновешенному типу высшей нервной деятельности. 

   По поводу применения различных методов селекции в одном и том же заводе профессор В. О. Витт писал: "Ну как тут не подивиться могуществу племенного подбора, который в руках мастеров своего дела может творить чудеса, как не подивиться гибкости и предельной противоположности методов, применяемых в одно и то же время в двух отделениях в одном и том же заводе, а равно и увенчавшихся полным успехом?!". 

   И действительно, если в русском рысистом отделении основным методом разведения был инбридинг, хотя применялось и неродственное спаривание, то в орловском рысистом отделении инбридингом пользовались лишь в отдельных случаях. Вспомним умеренный инбридинг на кобылу Булатную в родословных жеребца Вподобаный Грунт 2.13,4 и кобылы Весняна Годына 2,20, о котором говорилось выше.
 
* * *

  Предвоенный период деятельности замечательного коллектива Дубровского конного завода был периодом расцвета этого культурного коневодческого хозяйства. В заводе было выращено 138 рысаков класса 2.15 и резвее, из них 38 класса 2.10 и резвее и 4 класса 2.05 и резвее. За это время 78 жеребцов-производителей, родившихся в Дубровке, были переданы другим конным заводам страны. Питомцы Дубровского завода пять раз выходили победителями при розыгрыше Больших Всесоюзных открытых призов, три раза первенствовали в орловском дерби (ныне приз Барса) и четыре раза в заездах на приз СССР. Такие победы и достижения не пришли сами собой, им предшествовал творческий труд большого коллектива - зоотехников-селекционеров, бригадиров и конюхов маточных конюшен и конюшен молодняка, тренеров и заводских наездников. Довоенная Дубровка не знала перебоев в кормлении лошадей. Превосходные долголетние пастбища и сенокосы из бобовых и злаковых трав давали прекрасный зеленый корм и сено высокого качества. Полноценное кормление, хорошие условия содержания лошадей, талантливая селекционная работа, отличная постановка тренинга и выращивания молодняка - все это создало славу Дубровки. 

   Выработанная еще до революции своя, дубровская система заводского тренинга совершенствовалась, претерпевая необходимые изменения. Молодняк после отъема от маток в течение всего светового дня содержали в паддоках и регулярно прогоняли в степь табуном, переменным аллюром. Весной в течение марта-апреля годовики проходили заездку, а с появлением травостоя, примерно в мае, их выпускали на пастбище табунами (отдельно кобылки и жеребчики). Осенью, в августе-сентябре, в полуторалетнем возрасте молодняк разбирали по тренерским конюшням и регулярно тренировали до весны следующего года. Двухлетних, хорошо подготовленных к испытаниям рысаков отправляли на ипподромы Москвы, Ленинграда, Харькова, Киева. Там дубровский молодняк поступал к таким прославленным мастерам, как М. Д. Стасенко, А. Г. Бондаревский, Г. Я. Ажажа, С. А. Цветков и др. Эти наездники поддерживали постоянный контакт с работниками завода, участвовали в составлении планов тренировок молодняка и отборе лошадей для испытаний на ипподромах. Наездники, долгие годы работавшие с лошадьми одного и того же завода, знали не только происхождение каждой лошади, но и все индивидуальные особенности ее самое и ее предков. 

   Замечательный наездник Михаил Дмитриевич Стасенко, всю жизнь проработавший с лошадьми Дубровского конного завода, опубликовал статью*, в которой рассказал о системе тренировки рысаков в Дубровке, о подготовке к испытаниям лошадей этого завода. Старый мастер рекомендовал всем тренерам и наездникам внимательно присматриваться к лошадям своего тренотделения, досконально изучать их индивидуальные особенности и только после этого планировать их тренинг и подготовку к испытаниям. 

*(М. Д. Стасенко. Моя работа по тренингу и испытанию рысистой лошади. "Коневодство", 1941, № 6.)

   В качестве примера индивидуального подхода к тренируемой лошади М. Д. Стасенко приводит систему подготовки к испытаниям двух выдающихся лошадей Дубровского завода всесоюзных рекордисток Баядерки и Горты. 

   "Это были очень способные, добронравные и податливые по езде лошади, - пишет Михаил Дмитриевич. - Баядерка перед испытанием проминалась более резво и ровнее, чем Горта, которая проминалась резво только первую и последнюю четверть круга, а вторую и третью шла махом. Более интенсивная проминка Баядерки вызывалась тем, что она не так устойчива была на ходу, и поэтому требовалось несколько утомить ее на проминке". 

   Баядерка за три года пребывания на ипподроме выступала 36 раз, из которых 28 раз в заезде на приз и 8 раз в испытаниях отдельно на время, на побитие рекорда. Из 28 выступлений в призах 20 раз она была первой, шесть раз второй, один раз третьей и только один раз без места. Горта выступала 31 раз, из них 22 раза в заезде на приз и 9 раз в испытаниях на побитие всесоюзных рекордов. Из 22 выступлений 20 раз она была первой и только два раза второй. 

   Другой известный мастер тренинга и испытания лошадей А. Г. Бондаревский тоже поделился с читателями журнала "Коневодство" своим опытом работы с рысаками Дубровского конного завода*. 

*(А. Г. Бондаревский. О некоторых штрихах тренинга и испытаний рысака. "Коневодство", 1941, № 6.)

   Он писал: "Я сторонник многогитовой работы резвыми бросками главным образом на последнюю четверть (267 м). Так работался Вальс, так работались Капитанша, Кречет, Гисть, Эпизод, Калькутта и другие лошади". Жеребец Вальс (Бубенчик - Вылазка) поступил на Московский ипподром в полуторалетнем возрасте и уже в три года в Одессе (в 1938 г.) установил европейский рекорд резвости на 1600 м - 2.05,6. А. Г. Бондаревский весьма оригинально построил подготовку Вальса к достижению такого блестящего результата. Наездник вспоминает: "Накануне выступлений ему (Вальсу) назначался длительный заплыв в море (35-45 минут) с перерывами. Далее производились теплые укутывания плеч и крупа лечебной грязью. После этой процедуры Вальс получал солнечную ванну (проводка на берегу моря). В результате этих мероприятий он был всегда в порядке, свеж и бодр". 

   Весьма успешно выступал А. Г. Бондаревский и на жеребце Володаре - всесоюзном рекордисте среди лошадей четырех лет, показавшем резвость 2.08,2 на 1600 м и 3.21,5 на 2400 м. 

   К нервным, строгим и строптивым лошадям (Кречет, Капитанша и др.) А. Г. Бондаревский был особенно внимателен. Усиленные тренировки, ровное спокойное обращение действовали на них положительно. Примечательна в этом отношении беговая карьера кобылы Капитанши, которая под управлением А. Г. Бондаревского поставила 29 рекордов на дистанции от 1600 до 6400 м как зимой по льду, так и по летней дорожке. В истории отечественного рысистого коннозаводства еще не было такой выдающейся по резвости и выносливости лошади. Многие рекорды Капитанши остаются за ней и до настоящего времени, а ее беговая карьера, как и успехи Дубровки на ипподромах страны, несомненно, представляют большой интерес для специалистов и руководителей ипподромов, современных тренеров и наездников. 

   В 1941 г. мирную жизнь и созидательный труд дубровских коневодов также, как и всех советских людей, нарушила война. В годы Великой Отечественной войны Дубровский конный завод вторично стал ареной военных действий. Поголовье племенных лошадей пришлось эвакуировать в глубь страны. Сделать это было не просто. В дороге от недокорма, обстрелов и бомбардировок часть ценнейшего поголовья погибла. Территория завода была захвачена фашистскими войсками. Завод был полуразрушен. Лошади, которых не успели эвакуировать, были захвачены оккупантами и отправлены в Германию*. Те из рысаков Дубровского завода, что проходили испытания на ипподромах, были переведены в Куйбышев, а также в Пермский, Лавинский и другие конные заводы. 

  *(К счастью, после разгрома гитлеровцев в английской зоне оккупации Германии была найдена часть угнанных лошадей Дубровского конзавода. После настоятельных требований советского командования оставшиеся лошади были возвращены в Дубровку.)
Категория: Книга о дубровском конном заводе | Просмотров: 1971 | Добавил: LostControl | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]